Высокий уровень «вечных химикатов» обнаружен в европейских продуктах питания

Новое исследование выявило тревожно высокие уровни так называемых «вечных химикатов» — пер- и полифторалкильных веществ (ПФАС), в частности, трифторуксусной кислоты (TFA) — в повседневных злаковых продуктах на территории Европы. Объектом пристального внимания стали, среди прочего, и популярные завтраки.

Анализ, проведенный организацией Pesticide Action Network (PAN) Europe, показал, что именно сухие завтраки содержат наибольшую концентрацию TFA. В среднем, этот показатель оказался в 107 раз выше, чем в водопроводной воде. Некоммерческая группа в рамках своего расследования обнаружила TFA в широком спектре продуктов, при этом «наиболее загрязненным продуктом питания» по их заключению стали именно готовые завтраки.

Поясняется, что TFA является продуктом распада пестицидов, содержащих ПФАС. Сами ПФАС представляют собой группу синтетических химических соединений, к которым относятся, например, перфтороктановый сульфонат (PFOS), перфтороктановая кислота (PFOA) и другие. Эти вещества классифицируются как так называемые «вечные химикаты», поскольку они чрезвычайно устойчивы в окружающей среде. Их следы находят по всему миру – в поверхностных и грунтовых водах, воздухе, домашней пыли и множестве потребительских товаров.

Потребление TFA связывают с серьезными проблемами для здоровья человека, включая нарушения репродуктивной функции и развития, а также неблагоприятное воздействие на щитовидную железу и печень. Помимо сухих завтраков, TFA была обнаружена в популярных кондитерских изделиях, макаронах, круассанах, цельнозерновом и белом хлебе, а также в муке.

Исследование PAN Europe охватило 66 наименований обычных злаковых продуктов, приобретенных в 16 европейских странах, включая Ирландию, Германию, Венгрию, Францию, Испанию и Нидерланды. Самые высокие уровни TFA были зафиксированы в сухих завтраках, купленных в Ирландии, за которыми следовали бельгийский цельнозерновой хлеб и пшеничная мука из Германии. В общей сложности TFA была найдена в 54 из 66 протестированных образцов, что составляет 81,8% от общего числа. Продукты на основе пшеницы были признаны «значительно» более загрязненными, чем другие виды злаковых.

В свете полученных данных PAN Europe и ее партнеры призвали власти «немедленно» ввести «гораздо более защитные» пороговые значения безопасности для TFA, а также запретить все пестициды на основе ПФАС и другие источники загрязнения TFA.

Саломе Ройнел, сотрудник по вопросам политики в PAN Europe, отметила: «Все люди подвергаются воздействию TFA через множество путей, включая пищу и питьевую воду. Наши выводы подчеркивают острую необходимость немедленного запрета ПФАС-пестицидов, чтобы остановить дальнейшее загрязнение пищевой цепи». Ангелики Лисимахоу, руководитель отдела науки и политики PAN Europe, добавила: «Пестициды, выделяющие TFA, должны быть срочно запрещены. Мы не можем позволить, чтобы дети и беременные женщины подвергались воздействию химикатов, которые, как нам известно, наносят вред репродуктивному здоровью».

Эта проблема не нова. Ранее, в прошлом году, на сайте Science Direct издательства Elsevier были опубликованы результаты исследований, выявивших высокие уровни ПФАС в организме людей в США, употреблявших белый рис, яйца, красное мясо, морепродукты и кофе. Еще один тип «вечных химикатов» — бисфенолы (BPA) — также является предметом серьезной озабоченности в Европе. Отчет, опубликованный в сентябре 2023 года, предполагал, что это химическое вещество, нарушающее гормональный баланс, вероятно, присутствует у 100% европейцев.

В июне прошлого года страны-члены ЕС поддержали предложение о запрете использования химического вещества бисфенол А (BPA) в упаковке для пищевых продуктов и напитков. Европейская комиссия приняла этот запрет в декабре 2024 года, и закон вступил в силу в январе текущего года. В октябре индийский регулятор продовольственной безопасности также предложил поправки к законам об упаковке от 2018 года, направленные на запрет BPA и ПФАС. Присутствие BPA и ПФАС связывают с целым рядом проблем со здоровьем, включая гормональные нарушения, репродуктивные расстройства и повышенный риск развития рака.